Материалы

Наука рукопашного боя

 

Предисловие.

Время сделало их легендами. Голливуд - знаменитыми.

Сверхчеловеческая ловкость мастеров боевых искусств, молниеносные удары кулаком, парализующие удары в сухожилия, легендарный «удар смерти».  Правдивы ли эти легенды?

Были проведены исследования науки рукопашного боя. Современные технологии отделили факты от мифов в боевых искусствах.

Предмет исследования - самое сложное из всех видов оружия – ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО. Единственный судья – НАУКА.

Подтвердятся ли легенды, или окажутся МИФОМ?

 

Боевые искусства родились в загадочных храмах Азии. Они стали легендой на поле боя и на ринге. Духовные легенды, такие как китайские монахи Шаолиня соединили Буддийскую медитацию с жесткими приемами самозащиты. Они создали необычные и эффективные стили. Сегодня наши представления о мастерах боевых искусств часто формируется благодаря актерам. На большом экране они совершают  невероятные подвиги ставшими легендой, направляют в нокаут одним ударом, наносят удары быстрее кобры, побеждают без единого удара и даже наносят смертельные удары.

 

Наука проверит каждую легенду. Миф померится с механизмом.

Здесь собрались великие бойцы легендарных стилей, но это не турнир, а эксперимент. Мощь бокса и каратэ, разящие приемы Джиу-джитсу, Муай-Тай и Нин-Джитсу – все подвергнется проверке.

Современные технологии измерят силу сокрушительных ударов посылающих в нокаут. Затем инженеры с точностью определят самые сильные из них. Цель ученых: отделить факты боевых искусств, от вымысла и выяснить, есть ли среди боевых стилей самые эффективные.

 

Место исследования отчасти (Доджа), отчасти – лаборатория. Будут использованы средства биомеханики, баллистики, спортивной науки и захвата движения. Использование этих современных технологий позволят ученым заглянуть в тело бойца в реальном времени. Все тело бойца покрыто отражательными маркерами, тридцать инфракрасных камер фиксируют каждое движение тысячи раз в секунду, затем они с точностью воспроизводятся в трехмерной компьютерной анимации.

 

Первый тест начинается с кулака. Мы все это уже видели: бойца сбивает с ног один точный удар. Мы знаем, что в голливудских фильмах это трюк, на ринге это может быть делом случая или тайной договоренностью. Но как настоящий боец наносит нокаутирующий удар в реальном бою? Бойцы испытают этот удар в современной лаборатории. Их мишень – боксерская груша стоимостью сто пятьдесят тысяч долларов. Это антроморфический контрольный прибор ГИБРИД ТРИ, больше известный как манекен для испытаний на удар при столкновении. Он официально одобрен правительством, как модель тела человека. Он точно показывает, какие повреждения может получить человеческое тело. Биологическая достоверность очень важна, так как моделируется реакция человека. Этот манекен может выдержать столкновение на скорости 56 км/ час.

Это новый подход – научная проверка движений, которые выполняются интуитивно, во время всего тренировочного процесса. Для нокаута требуется идеальное сочетание силы и точности. Достаточно сильный удар, нанесенный в нужное место отключает мозг, лишает сознания. Как боец наносит этот единственный идеальный удар?

 

Датчики на манекене фиксируют силу каждого удара и нанесенные повреждения. Каждое боевое искусство имеет свой стиль и свойственную ему мощь.

 

Удар Кун-фу – знаменитый однодюймовый удар Брюса. Ли -  удар силой 280 килограммов способный ломать лицевые кости, но оставляющий противника на ногах.

 

Прямой удар Каратэ – удар 370 килограммов, ошеломляющий, но не нокаутирующий.

Тэкван – до – удар силой 415 килограммов вызывающий сотрясение мозга, даже манекен потрясен.

 

Но после всех ударов и расчетов один стиль ставит в тупик исследователей нокаутирующего удара – старый, добрый бокс. Сила удара 450 килограммов, что равнозначно удару кувалдой по лицу. С этим ничего не сравнится!

Бокс не так экзотичен как азиатские искусства, но гораздо старше. Он ровесник олимпийских игр древности, возможно, самой цивилизации.

В боксе основным является стойка, на носках, ноги согнуты в коленях. Равновесие необходимо держать по центру, не переносить его на одну или другую ногу, локти прижаты к корпусу, кулаки в стороны. Это помогает не только защищаться, но и лучше наносить удары.

Данные лаборатории: Боксер наносит удар силой 450 килограммов, что почти на 25% мощнее ударов в каратэ и таэквандо и почти вдвое мощнее ударов в кунг – фу, но может ли такой удар отправить человека в нокаут?

Наука знает ответ на этот вопрос. Информация с датчиков манекена в сочетании с захватом движения позволяет оценить разрушительное действие удара боксера изнутри.

450 – ти килограммовый удар боксера вызывает сдвиг мозга в черепе. Следует цепная реакция. Движение черепа быстро ускоряется и замедляется, но в спинномозговой жидкости мозг продолжает двигаться, устремляясь к тыльной части головы. Возникает травма его задней части, затем мозг отбрасывает вперед, в результате он повреждается с обеих сторон. Высвобождаются нейро-трансмиссеры, электрическая буря вызывает в нервах короткое замыкание, врачи называют это тяжелым сотрясением мозга. Мы – Нокаутом.

Технология подтвердила легенду – один нокаутирующий удар – реальность.

Но как это происходит?

Секрет бокса заключается в кинетической связи. Это поток энергии, проходящий сквозь все тело. Захват движения боксера показывает, что удар начинается не с кулака, а с ног. Одна нога отставляется назад и упирается в землю – энергия движется вверх по ноге, передается по бедрам, крупным мышцам спины, груди и плеч. Подобно извивающемуся и щелкающему хлысту энергия, проходя через тело, набирает силу, достигает руки, кулака и обрушивается на противника. В боксе размер имеет значение. Чем больше человек наносящий удар, тем больше сила удара вызывающего травму. Идеальный удар кулаком в голову – это нокаут.

 

Но в боевых условиях кулаки – это половина дела.

В фильмах мелькают ноги и удары, наносимые в воздухе.

 

Легенды говорят о мастерах, побеждающих соперников, со связанными за спиной руками. Может ли боец отправить соперника в нокаут, не нанося удары кулаком? Может ли он применять в качестве оружия не только ноги, но и все тело?

Часто внимание кинозрителя привлекают удары ногами с элементами акробатики. В  испытательной лаборатории мастера ударов ногами предоставляют удивительные доказательства. Это настоящие бойцы, одни взмывают в воздух, другие черпают силы в твердой почве, но какой же удар безупречен и достаточно ли его, чтобы завершить бой?

Судя по датчикам на груди манекена, сила бокового удара карате составляет более 450 кг. Что на 25% больше удара кулаком. Таким ударом, нанесенным от бедра, можно повредить и сломать ребра.

Первой из строя выходит голова. Двойным ударом Кун – фу в воздухе можно вывести противника из равновесия и из строя. Но, не смотря на свою молниеносность, он не отличается большой силой.

Это, наверное, самый сильный удар в Текван – до, цель этого удара – уничтожение. Сила удара с разворотом – более 600 кг. Этого достаточно, чтобы сломать кости и повредить органы. И все же это не самые сильные удары, они уступают первенство более экзотичному стилю – Муай-тай.

Появившись 700 лет тому назад в Таиланде, сегодня он популярен во всем мире, как вид бокса. В отличие от западного бокса в Май тай разрешено наносить удары любой частью тела. Нога становится смертельным оружием. Посредством изнурительных тренировок  достигается сверх – человеческое мастерство. В Таиланде бойцы наносят тысячи ударов в день ногой по банановому дереву, чтобы снизить чувствительность нервов и укрепить кости. Излюбленное оружие бойца не ступня ноги, а колено. При захвате шеи противника он прогибает голову до нужного угла и бьет в грудь, нанося удар от бедра.

Датчики на груди манекена фиксируют два показателя: силу мощности удара и сжатие, насколько глубоко под ударом вдавливается грудная клетка и жизненно важные органы, такие как сердце и легкие.

Даже ученые поражены: предел Бии старт си – 1. Удар коленом – 1,6. Эти показатели сравнимы с силой удара при столкновении автомобиля с прирятствием на скорости 56 км/ч. Это важный результат. Сила удара направлена в маленькую область под грудиной, боец вдавливает грудь на пять сантиметров.

Как и идеальный удар, кулаком, идеальный удар ногой начинается от земли. Оттолкнувшись от земли, боец направляет энергию через мощные икры четырехглавой мышцы, сгибающей мышцы бедра и фокусирует ее на острой и твердой коленной чашечки. Колено бьет в уязвимую точку – в мягкую мышечную перегородку – диафрагму. За диафрагмой находятся ребра отделенные от жизненно важных органов всего несколькими сантиметрами ткани. Нижняя часть грудной клетки эластична и уязвима. Ребра вдавливаются в направлении сердца, легких и критического важного узла – солнечного сплетения. В результате происходит внутреннее кровотечение, повреждение легких и возможная остановка сердца. Это очень сильный удар.

Исследования подтверждают легенду: Один удар ногой выводит человека из строя. Возможно, Май тай, выглядит не так эффектно как в фильмах, но это реальность.

Удары руками и ногами не редкость, но говорят, что настоящий мастер может выиграть бой без удара. Правда это или вымысел?

Рейзин Грейс бился с различными мастерами боевых искусств и всех их победил. Возможно он лучший боец в мире: « Моя цель не нанести повреждений противнику или партнеру по тренировке, я должен поставить его в безвыходное положение и тогда он проиграет»

Грейс – мастер Джи джитсу или захвата. Он использует механику человеческого тела для достижения разрушительного эффекта, использует анатомически уязвимые места, чтобы поставить противника на колени. Он говорит, что может одолеть противника без единого удара. Он делает это лежа на спине: « Многие бойцы чувствуют себя увереннее на расстоянии. Они наносят удары руками и ногами не приближаясь к вам. Я предпочитаю биться на земле, приблизившись к противнику, я выбираю целью его ноги или даже голову, валю его и теперь он на моей территории. Я могу применить удушающий прием, сделать захват рукой или ногой, любым суставом».

Секрет стиля – знание анатомии, первые мастера Джи джитсу внимательно изучали человеческое тело, искали способ разрушить его. Их главный инструмент не удар, и даже не сила, а использование принципа рычага. Шарнирные суставы, например, в локтях и коленях лучше сгибаются в одном направлении. Мастеру удается сгибать их в противоположном направлении, используя физику применительно к самым слабым сочленениям тела.

Грейс никогда не применял свое мастерство в полную силу, боясь покалечить противника. Наконец появился противник готовый к этому.

В шее и позвоночнике манекена размещены датчики, фиксирующие 4 типа

нагрузки: давление, сжатие, изгиб и растяжение. Превышение любой из них может

парализовать человека.

Мастер применяет захват равный 270 кг, поперечной силы к атланту – критически важному шейному позвонку, который соединяет череп с позвоночником, лишь только этот позвонок удерживает голову на теле.

Слишком большое давление сломает позвоночник, парализует или убьет жертву. Грейс причиняет такую боль, которая заставляет противника сдаться. Чтобы обездвижить противника, он использует все свое тело, захватывает скелет жертвы, клетку из мышц и костей. Сила человеческого тела определяется его слабейшим сочленением. Искусство состоит из умения воздействовать на самые слабые места, чтобы разорвать всю цепь. Победа завоевана без единого удара, без малейшего повреждения.

Наука подтвердила легенду: Боец – Мастер может вывести из строя одним безупречным ударом кулака, ударом ноги и парализующим захватом. Но самое важное здесь – быть первым.

В настоящем бою есть только две разновидности воинов: БЫСТРЫЙ и МЕРТВЫЙ.

Скорость это сила: пуля летит быстро – совершая вращательное движение и чем быстрее удар – тем он ощутимее. Когда-то один из американских адмиралов сформулировал рецепт победы из шести слов: Бей сильно. Бей быстро. Бей часто.

Простейшая физика – ускорение превращает массу в силу. Главное скорость!

Согласно легенде, мастер боевых искусств должен наносить удар с быстротой змеи. Воспроизведение скоростной видеозаписи более чем в 25 раз замедляет этот шквал, и позволяет насчитать более ста ударов в минуту. Руки и ноги оказываются быстрее глаза, но быстрее ли они змеи?

Зоологи измерили скорость удара змеи. Она составляет от двух с половиной, до трех метров в секунду. Миллионы лет эволюции научили их делать одну вещь и делать это хорошо.

Может ли мастер боевых искусств наносить удар быстрее?

Акселерометр измерит скорость предмета, двигающегося быстрее пули.

Один из стилей боевых искусств славится своей скоростью уже полторы тысячи лет.

Китайское Кун фу считается прародительницей всех боевых искусств.

Кун фу возникло около 500 г. Нашей эры, когда монах Ботхит Харма обучил китайским боевым искусствам монахов Шаолиньского храма. Оружием может быть что угодно: пальцы, суставы пальцев, кулаки, запястья, локти, плечи – все!

Акселерометр зафиксирует скорость и сравнит ее со скоростью змеи. Скорость удара Кун фу можно сравнить с пересечением за одну секунду баскетбольной площадки – 12м/сек. – 43км/час, в 4 раза быстрее змеи.

Но скорость лишь одна составляющая успеха. Иногда первым ударить важнее, чем ударить быстрее.

Легенда утверждает: Настоящий мастер знает, что сделает противник до того, как тот сделает движение.

Они умеют считывать мысли, или развили в себе и другой талант?

Корейское Тек Ван до – одно из самых популярных искусств в Северной Америке.

В 2000 году этот вид дебютировал в качестве олимпийского вида спорта. Это направление отличает жесткость, резкость атаки, его мастера большое внимание уделяют одному элементу -  скорости: скорость – равновесие – выбор момента.

Секрет Тек Ван до не в скорости рук, а в скорости мышления, скорости реакции.

Время реакции определяется тем, как быстро вы среагируете, увидев стимул. Невидимый зазор между мыслью и действием измеряется захватом движения скоростной съемкой и высокотехнологичными приборами.

Они увидят свет, их мозг среагирует на этот свет и по этой реакции мы определим, как они производят движение. Когда вспыхивает свет лазерных ламп и датчики, встроенные в костюмы начнут фиксировать более двух тысяч показаний в секунду. Мы сможем увидеть, что происходит в мозге. Как только глаз видит  цель, мозг начинает реагировать и тело наносит удар. Датчики покажут время реакции. Для имитации непредсказуемости боя используются четыре разных по  цвету лампочки, которые зажигаются в определенном порядке.

Тест начинается и время замедляется. Обычный человек замечает свет через пятую долю секунды, но опытный боец, к этому времени уже двигается. Световой стимул воздействует на зрительный нерв, в мозге активизируются миллионы синапсов, боец принимает решение. Электрические сигналы проносятся по нервным волокнам со скоростью 360 км/час. Электрический заряд активизирует мышцы, и он наносит удар. В реальном времени скорость ошеломляющая, от вспышки до удара  мастера Тек Ван до проходит 0,18 секунды, почти вдвое быстрее мигания глаза. За то время, как большинство людей успевает заметить вспышку, мастер опережает цель.

Вот причина рождения легенды о мастере телепате. Кажется, он читает мысли, на самом же деле он видит движение тела, исходя из опыта, он воспринимает его и действует первым. Противнику кажется, что мастер предугадал его тактику, но с точки зрения мастера, противник действовал, словно в замедленной съемке.

Цифры рисуют болезненную картину: нокаутирующий удар в Боксе, разящий удар ногой в Май тай, молниеносная скорость в Кун фу и Тек Ван до.

Но идеальный воин пока остается в тени. Его боевой стиль сочетает в себе мощь, скорость и знание уязвимых мест тела человека. Он хитростью скрывает свою силу, а затем наносит один удар, который убивает. Опытный мастер боевых искусств дерется на ногах, на земле и даже в воздухе.

Но одна из самых странных легенд в боевых искусствах утверждает, что подлинный мастер может быть пьяным.

Алекс Уин овладел обманным стилем Кун фу, ставшим знаменитым благодаря Джеки Чану – техника пьяного мастера. Данная техника эмитирует действия пьяного бойца с его ударами и движениями. Расслабленного, но сильного. Эти движения должны сбивать противника с толку.

Алекс Уин: « Кажется, я потерял равновесие, но когда я двигаюсь, центр тяжести моего тела находится над его точкой равновесия, и я постоянно контролирую свои движения» Название стиля соответствует его сути: алкоголь – депрессант расслабляющий все системы организма. Имитация этого расслабленного состояния, лучше обеспечивает равновесие во время боя. Напряженное тело легко вывести из равновесия, гибкий боец может увертываться, отпрыгивать и наносить удары под любым углом. Для совершенствования искусства равновесия мастера боевых искусств проводят тренировки (найди свой центр).

Существует представление о центре, который имеет важный мистический смысл. Согласно ему, из центра исходят великий дух и сила. Речь идет о нашем центре тяжести. Равновесие имеет решающее значение для мастера боевых искусств.

Лишь один легендарный боец известен своим умением сохранять равновесие – мастер скрытности – воин тень, который поднимается по стенам, забирается на крыши, выполняет свою миссию незамеченным – Ниндзя.

Первые Ниндзя появились 900 лет назад. Не связанные кодексом чести самураев ниндзя занимались неприглядными делами, за которые самураи и браться не могли – кражами, шпионажем, убийствами.

Согласно легенде: Ниндзя двигается как кошка – ловко,  легко, бесшумно и всегда приземляется на ноги. Но у кошки четыре лапы - это явное преимущество.

Имея только две конечности человеку трудно сохранить равновесие, он хуже других созданий держится на ногах.

Ученые называют процесс ходьбы человека: ЧЕРЕДА КОНТРОЛИРУЕМЫХ ПАДЕНИЙ. Мышцы, кости, нервы испытывают большую нагрузку, поддерживая нас в вертикальном положении.

Кошка получает преимущество за счет наклонной позиции, взаимоположения центра тяжести и точек опоры. Сместите центр тяжести относительно точек опоры, и вы упадете. Четыре короткие липкие лапы и низко расположенный центр тяжести дают надежные точки опоры.

Может ли Ниндзя сохранять равновесие как кошка? Это балансирование на пределе возможного, на старинном тренажере под названием шесты сливового цветка. Чем выше вы поднимаетесь, тем больше они раскачиваются и тем труднее удерживать центр тяжести в нужном положении. Даже лучшие мастера всех боевых искусств теряют равновесие.

Большая часть тренировки ниндзя занимает поиск мест на ноге, которые можно использовать в различных ситуациях. На сливовых цветах большая часть его веса приходится на подъем свода стопы, что позволяет использовать пальцы ног, как щупальца насекомого. Секрет в точно настроенных нервных волокнах, которые бегут от пальцев ног к мозгу, а затем возвращаются.

Наука, наконец, откроет механику равновесия ниндзя.

Сложные датчики используют в космических скафандрах для наблюдения за давлением, которому подвергаются астронавты, в тоже время они будут измерять распределение веса и давления на каждый миллиметр тела ниндзя. Основной индикатор – маленькая черно – белая точка обозначающая центр тяжести мастера. Чем ближе точка будет находиться к центру ступни, тем лучше будет его равновесие, если она сместится за пределы ступни, он упадет. Когда ниндзя опирается на пятки или пальцы ног, он находится в равновесии, почти не шатается, точка центра тяжести практически не смещается. Его секрет в работе ног. Ступня и лодыжка, возможно, самые сложные части скелета человека. В этой небольшой области расположено 26 костей соединенные 33 суставами. Иногда мастер использует все 26 костей одновременно, или по отдельности, а также все 10 пальцев ног, как маленькие амортизаторы. Каждая корректировка отображается на экране. Показания приборов очень необычные, в глаза бросается стабильность в центре сил, отсутствие колебаний, когда они двигаются на пятках, центр сил очень стабилен.   Если использовать биомеханическую терминологию, у тела ниндзя почти нулевое качательное движение.

Легенда о сверхъестественном равновесии оказалась правдивым фактом.

Более чем в других боевых искусствах, в ниндзуцу  сбалансированы свойства всех боевых искусств. Сила, скорость, верный выбор времени и применение минимального усилия, для  достижения максимального эффекта.

Возможно ниндзя – идеальный воин. Может они не самые быстрые бойцы, но скорее всего – самые опасные.

Тайное оружие ниндзя – удары по нервным узлам, изощренная атака вызывающая мгновенный паралич. Точный удар в подмышечный нерв может обездвижить все тело: «вызывает электрический разряд – бесконтрольный выброс электрических сигналов». Мозговые рецепторы в этот момент перегружены сообщениями о боли, происходит перегрузка системы. К конечностям устремляются разрушительные сигналы, кальций и калий переполняют организм. Волна электрических сигналов выводит из строя всю систему организма человека, отсюда выражение – стреляющая боль. На теле есть точки с большой плотностью нервных окончаний, они напоминают жгуты оголенных электрических проводов, чем их больше – тем больше вероятность короткого замыкания.

Врачи называют их нервными узлами – ниндзя называют их целью, их главная цель – блуждающий нерв. Блуждающий нерв влияет на сердечный ритм. Он идет вдоль яремной вены от мозга к сердцу и брюшной полости. Удар в это место отправляет панический сигнал в мозг – предупреждение о том, что сердце расширилось или перегружено. Мозг реагирует, замедляя работу сердца, или даже останавливая его. За этим искусством стоит наука.

Древние ниндзя первыми применили эти принципы. Мастера боевых искусств были не только бойцами, но и врачевателями, знатоками трав и костоправами. Они не только увечили, но и исцеляли.

Тот, кто знает, как действует тело – знает, как победить.

Жизнь и смерть – ИНЬ и ЯНЬ.

Одна из легендарных тайн: Знаменитый удар смерти – Дин Мак.

Ошеломляющий удар, сочетающий в себе: силу, скорость и знание анатомии. Удар, который может остановить сердце – смертельный удар.

Это реальность или миф?

В манекене установлены два датчика: Датчик давления – для установления силы удара  и поворотный потенциометр, для измерения прогиба грудной клетки. Этот удар называют (Кулак – Молот)

Удар оценивают в десятичных единицах называемых BI-SIХ (критическая вязкость). Это измерение повреждений мягких тканей, например – сердца. Повреждения во время испытаний на удар оценивают от 0 bi-six – нет повреждений до 1 bi-six – смертельное повреждение.

На первый взгляд удар оценивается в 0,8  bi-six и приводит к остановке сердца. Он мощнее полицейского ружья стреляющего пулями из плотной резины. Ниндзя утверждают, что черпают силу у земли и обращают ее против соперника. Данные показывают, сильнейшую деформацию груди, как при ударе кувалдой в область сердца. Смертельный удар- это сочетание идеального удара с идеальным знанием тела. Захват движения показывает, что удар вдавил грудь манекена более чем на 5 сантиметров. При медленном применении, как в случае реанимации, он может спасти жизнь человека, молниеносный - убить.

Смертельный удар – реально смертелен.

Идеальный воин это сочетание: грубой силы, разящих ударов, молниеносной скорости, безупречного чувства равновесия – подкрепленный знаниями слабых мест тела. Но даже у идеального воина есть ахиллесова пята.

Важно не тот, кто сильнее в этот день, важно кто сильнее в данную секунду – победителя определяет доля секунды.

Когда речь идет о жизни и смерти используют любой шанс склонить чашу весов на свою сторону.

 

Послесловие.

Уникальные данные, полученные американскими учеными на основе проведенных опытов с мастерами различных направлений боевых искусств, наконец, развеяли мистический туман. Именно наука не только подтвердила существование легенд, но и объяснила суть самого человека в боевых искусствах, показав его сильные и слабые стороны. Это станет поучительным уроком для многих дилетантов.

При проведении такого рода экспериментов я бы дополнительно внес во все виды опытов небольшую самостоятельную подвижность  манекена, а также генератор страха направленного от него. Это придаст эксперименту реальность внутренних процессов боя и подвигнет на дальнейшие поиски совершенства мастерства.            

 

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru