РОСС - это познание жизни!

 

Александр Ретюнских 

Ретюнских Александр Иванович. Родился 28 февраля 1953г. в г.Дзержинск Нижегородской области. Александр Иванович с семи лет начал заниматься гимнастикой, затем в двенадцать – четырнадать лет занимался боксом. Занимался самбо и дзюдо под руководством Криворотова Александра Михайловича. В 1978 году становится мастером спорта по самбо и дзюдо. Занимался каратэ. После чего на протяжении десяти лет занимался рукопашным боем под руководством Алексея Алексеевича Кадочникова. Многократный чемпион и призёр всероссийских и всесоюзных соревнований по самбо и дзюдо. Заслуженный тренер России.

 

Разработал авторскую систему подготовки Российской Отечественной Системы Самозащиты (РОСС). Удостоен титула Гранд Мастер во Всемирном Совете Гранд Мастеров «World Head of Family Sokeship Council (WHFSC)» (США, Флорида, г.Орландо). В настоящее время президент Российской федерации Русского Боевого Искусства (РБИ), Заместитель председателя Международной комиссии по боевому самбо ФИАС, Председатель Комитета боевого самбо России. Академик АСЕ, и.о. доцента кафедры фехтования и русского боевого искусства – РОСС Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта.

Ольга Панченко (ОП):Александр Иванович, вы уже проводили подобные семинары в Перми?

Ретюнских Александр (РА): Нет, это мой первый визит.

ОП:Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, о школах русских боевых искусств, которые в настоящее время есть на территории России.

РА: На мой взгляд, есть несколько школ, которые я могу назвать представителями именно русских боевых единоборств. Это, конечно

1. Русское Боевое Искусство Российская Отечественная Система Самозащиты (РБИ РОСС), которое я возглавляю;
2. Система Кадочникова, под руководством Кадочникова Алексея Алексеевича;
3. Славяно-горецкая борьба, под руководством Белова Александра Васильевича;
4. Буза, под руководством Базлова Григория Николаевича;
5. Воронежский кулачный бой, под руководством Романова;
6. Старорусская система боя, под руководством Рябко Михаила Васильевича;
7. Питерский кулачный бой, под руководством Грунтовского Андрея Вадимовича.

Также к русским боевым искусствам я бы отнес Армейский рукопашный бой, самбо, штыковой бой, рукопашный бой на автоматах Ашкинази Сергея Максимовича и рукопашный бой "Динамо" Харитонова Валерия Ивановича.

ОП: Тогда в чём заключается особенность именно Вашей системы?

РА: Здесь, наверное, двумя словами не ответишь. Пожалуй надо начать не с этого… А с того, что такое русское боевое искусство, его стилевые направления.

ОП: Хорошо, что такое русское боевое искусство и его стилевые направления?

РА: А вот до сих пор нет точной терминологии. Что такое китайское, японское, корейское боевое искусство? Прежде всего – это часть культуры того или иного народа. Боевое искусство – это есть часть боевой культуры того или иного народа, выраженные через определенные традиции. То, о чём мы с Вами говорили выше, есть стилевые направления.Как раз таким стилевым направлением и является РОСС, которое я создал, это авторская система, в которую я вложил свой взгляд на боевое искусство. Мною проведено много исследований по этому направлению, есть ряд защит, есть докторская диссертация. РОСС признана в мире как спортивно-боевое направление, я состою в клубе Гранд Мастеров Боевых Искусств.

ОП:Вы упоминали о докторской диссертации. У Вас есть научная степень?

РА: Нет [в действительности, Александр Иванович академик АСЕ, и.о. доцента кафедры фехтования и русского боевого искусства  РОСС Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. На мой вопрос, почему он об этом не сказал, я получила ответ «Забыл!»], все свои разработки я отдаю своим последователям. К сожалению, я не располагаю достаточным количеством времени, для того чтобы вести полноценную научную работу. В настоящее время я являюсь адьюнтом в Военном Институте Физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, где и лежит моя диссертация. Но она на мой взгляд уже устарела, и я намерен защищать докторскую диссертацию о системе в целом. Я имею ввиду систему РОСС. Хотя моё направление было «Подготовка спецподразделений рукопашному бою в закрытых помещениях». Именно на эту тему есть ряд диссертаций, но я хочу защитить работу по системе РОСС, это интересная система, достойная докторской диссертации.

ОП:Так всё таки, в чем же заключается особенность вашего стилевого направления? Системы РОСС?

РА: Наверно, будет правильно начать с системы, которая существует в РОСС. РОСС насчитывает восемь школ, которые были созданы под разные задачи. Это:

1. Рукопашный бой школы выживания (для спецназа);
2. Школа обновлённого самбо и дзюдо на базе РОСС;
3. Школа повышения квалификации охранников-телохранителей;
4. Школа штыкового боя и фехтования;
5. Школа повышения квалификации спортсменов игровых боевых видов спорта (регби, хоккей, американский футбол);
6. Школаздоровья;
7. Школа спортивного рукопашного боя;
8. Школа боевых танцев и плясок.

ОП:Поясните, пожалуйста, что вы подразумеваете под этими школами.

РА: Начнем с начала. Первое: Рукопашный бой школы выживания для подразделений спецназа. Думаю, что здесь нет необходимости в детальном пояснении идеи.

Второе. Школа обновлённого самбо и дзюдо на базе системы РОСС. Немного поясню, что я здесь имею ввиду. Я сам, как бывший самбист, дзюдоист, хорошо знаком с этими боевыми искусствами и вопросами, которые приходится решать ребятам, которые занимаются этими дисциплинами. Я переложил законы, используемые в рукопашном бое школы выживания для спецназа, на спортивную составляющую, и мы получили очень хорошие результаты. Они зафиксированы и есть исследования, посвящённые этой теме.

Третья школа – это школа повышения квалификации охранников-тедлохранителей. Это школа, в которой мы свои технологии внедряем именно в соответствии с современными запросами этих структур.

Четвёртая школа – это школа штыкового боя и фехтования. Штыковой бой включает в себя спортивный и боевой раздел. Фехтование подразумевает владение всевозможными предметами. Это, конечно, холодное оружие, сюда же входит и метание, это очень большой раздел, очень сильный, он идёт отдельной статьёй в РОСС.

Пятая школа – это школа повышения квалификации представителей игровых видов спорта. Это три основных вида спорта, за которые мы отвечаем, – американский футбол, регби и хоккей. Когда-то я был консультантом по боевой подготовке хоккейной команды СКА (С.-Петербург) у Михайлова. Там я проводил исследования. На тренировках мы давали наши технологии, и спортсмены взяли их [технологии] на вооружение. Это было в 1993 – 1995 годах.Более детально мы проводили исследования на базе американской молодёжной хоккейной команды, поставлявшей игроков для НХЛ. К сожалению, я не помню, как она называется, но эти данные можно найти в журнале «Русское Боевое Искусство РОСС», (выпуск 1-2 (5) за 2001 год, стр. 69. Статья лейтенанта Майкла Халтса «РОСС и Хоккейная команда индейцев ССО»).Если в случае со СКА я выступал в роли консультанта, то в случае с американской команды я был одним из тренеров. Была проделана большая работа, в результате которой всего лишь за год эта команда с восьмого места переместилась на первое среди молодёжных полупрофессиональных хоккейных команд.Большим успехом в этой работе я считаю то, что команда стала болеее сплочённой. Другим очень значимым показателем я считаю значительное повышение функциональной работоспособности игроков этой команды. Все прочие команды к концу сезона очень устают. Клуб, с которым я работал, к концу сезона достиг пика своей формы и мог также успешно откатать и второй сезон в подряд.

ОП: Как вы считаете, с чем это было связано, только с какими-то специальными физическими упражнениями или проводилась также какая-то психологическая подготовка?

РА: Психологическую подготовку придумали слабые люди! Это моё искреннее убеждение. Я уверен, что не может быть психологической подготовки в отрыве от физических упражнений. Дух можно тренировать только через тренировку тела. Конечно, психологическая подготовка была проведена через физические упражнения. Здесь не стоит путать два разных понятия. Есть психологическая подготовка, а есть психическая устойчивость бойца, борца или спортсмена на соревнованиях. Как раз эта устойчивость и повысилась у американской команды. Для повышения психической устойчивости и проводились специальные упражнения, были предложены элементы гимнастики, акробатики, работа в двойках, тройках, особый упор делался на работу с дыханием, именно это и дало повышение психологического барьера, уверенность в себе… Мы хорошо поработали.

Шестая школа – это школа здоровья. В каждой системе есть оздоровительные гимнастики, направленные на реабилитацию, улучшение здоровья и поддержания здоровья, в том числе направленных на лечение некоторых заболеваний суставов. Для этого разработаны специальные комплексы упражнений на базе системы РОСС. Есть люди, которые работают в больницах по комплексам этих упражнений и получают неплохие результаты. Особенно хороши суставная и дыхательные гимнастики.

ОП: Седьмая школа это школа спортивного рукопашного боя. Чем отличается спортивный рукопашный бой от боевого рукопашного боя?

РА: Во-первых законами, во-вторых целями. Спецназовское направление – это искусство убивать, тогда как спортивное – добиваться успехов в спортивных состязаниях. Также направление для специальных подразделений включает в себя технологии по выживанию в экстремальных условиях. В любом состоянии: кислородного голодания, загазованности, физического истощения, ранения, сильной усталости и прочее.И последняя школа – это школа боевых танцев и плясок.

ОП: Меня заинтересовали комплексы дыхательных упражнений. Все эти комплексы исключительно Вашей разработки?

РА: В основном да.

ОП: Так называемые, ноу-хау?

РА: Это скорее мои наработки, чем разработки. Конечно, в основу этих комплексов легли уже существующие системы. Я же адаптировал эти системы для задач РОСС. Системы дыхательных упражнений часто встречаются в русских исторических описаниях тех или иных систем, в том числе оздоровительных или лечебных. Например, у русских знахарок и лекарей. Прежде, чем начать лечить они просили пациента сделать ряд дыхательных упражнений и только после этого начинали свои манипуляции.Мы также рекомендуем выполнять перед, например, операциями, комплексы дыхательных упражнений, чтобы очистить и мобилизовать организм. Направить свою энергию на выздоровление.

ОП: Когда я присутствовала на тренировке, вы упоминали об особенности вашей системы, связанной с переходом от напряжения к расслаблению и наоборот. Расскажите об этом, пожалуйста, поподробнее.

РА: Как раз это полностью моя разработка, потому что сам РОСС состоит из трёх этапов. Первый, который и отличает нас от остальных боевых систем, – это переход от напряжения к расслаблению. Иначе говоря, к естественным состояниям. Для этого разработан целый поток этих упражнений, и вообще системы подготовки к деятельности основаны именно на переходе от напряжения к расслаблению. Когда мы напрягаем мышцы, а затем расслабляем их, то мы выполняем какое-то действие, получается некоторая синусоида. 75% системы РОСС – это упражнения, направленные на умение переходить от напряжения к расслаблению. 15% упражнений – противоположены первому типу, то есть переход от полного расслабления к полному напряжению. Взрыву. 10% это упражнения направленного «кинжального» типа без перехода состояний.

ОП: Я правильно поняла, что в своей системе вы используете энергию, которая высвобождается в результате освобождения от напряжения мышц?

РА: Наверно, да. Это так. Здесь скорее следует говорить о воздействии на противника в момент соприкосновения. Выход энергии и управление противником, защита от него за счёт этого.

ОП: На протяжении всего занятия я не услышала, чтобы в своих объяснениях выполнения приемов против атакующих действий вы использовали термин «блок» с чем это связано? И насколько, на ваш взгляд, этот термин хорош?

РА: Это хороший термин. В системе РОСС термин «блок» заменяет термин «упреждение». Мы с Вами снова возвращаемся к принципу третичности. Защита от нападения состоит из трёх этапов: начальный, средний и заключительный. Как раз начальный условно можно назвать «блокирующим», но в моей системе мы не блокируем, а упреждаем движение. Затем в средней части происходит «увод» и заключительная часть это «пропуск». Ту же самую модель можно применять и в жизни. Упредить в разговоре, увести разговор в сторону, если же это невозможно – пропустить мимо ушей. То же при нападении: есть взрывное реагирование, плавающее или кинжальное. Любое реагирование должно быть взрывным, лёгким и мягким одновременно.

ОП: Насколько оправдано сравнение состояний расслабления и напряжения с состояниями животных?

РА: В Китае насчитывается более 460 различных направлений, основанных на сравнении с животными. Например, школа змеи, обезьяны, кошки, тигра … «укуси_меня_за_ухо», «укуси_меня_за_хвост»… Сразу и не поймёшь, что они хотели этим сказать. В действительности же это их стилевые направления, с чего мы начали наш с Вами разговор. Это часть их культуры. Они её сохраняют, совершенствуют, иногда они их прячут, например, в Шаолиньском монастыре.

ОП: Мы подошли к самому интересному вопросу. Как ваша система согласуется с православием и другими русскими религиозными доктринами?

РА: … Я православный, я крещёный человек, посещаю церковь. Но я не фанатичен, я не считаю, что все русские без исключения должны быть православными. Каждое верование имеет право на существование, есть католики, христиане, православные. Масса сект, которые считают себя христианами… Что истинно, что нет, могут решать люди которые занимаются этим – религиозные деятели. Я – православный, утром встал – перекрестился.

ОП: Вы верите в Бога?

РА: Верю во что-то такое… Конечно верю в Бога!

ОП: Именно в Бога или в какую-то Высшую Силу?

РА: Конечно в Бога! Выше некуда, всё остальное лишь отголоски. Для меня Бог – это не конкретный человек, это некоторый образ…

ОП: Вы считаете, что русские люди должны заниматься только русским стилем, потому что это есть исконное?

РА: Я всегда убираю слово должныНапример, человек, который живёт на земле, должен делать добро. Я верю в Бога, Людей, в Себя. Бог дал нам жизнь, для того чтобы мы сохраняли природу в которой живём. Это первично. А что должен человек или не должен, это уже другой вопрос. 

ОП: Какие особенности отражены в РБИ РОСС (Русское боевое искусство РОСС)?

РА: Вот как раз мы к этому и пришли. К самой главной школе, на которой, собственно и основывается РОСС. Школа боевых танцев и плясок. Это как раз и было попыткой показать, доказать, если угодно, то, что русские боевые единоборства являются культурным наследием русского народа, что они самобытны. РОСС основан именно на элементах боевых танцев и плясок. На сегодняшней тренировке я как раз и продемонстрировал элементы боевых танцев и плясок.

ОП: Действительно, сегодня была очень интересная тренировка и всё, что Вы делали, было очень мягко, пластично. В противоположность этому существует подход, когда бойцов (спортсменов) тренируют через боль, страдание. Как Вы относитесь к такому подходу?

РА: Я считаю, что эти два подхода прекрасно сочетаются. Тренировка выносливости через боль и страдание – это всего лишь часть подготовки бойца или спортсмена. Но люди, которые берут подготовку через боль и страдание за основу, это шизики или садисты-мазохисты. В каждой системе есть болевой эффект, когда человек задыхается, на соревнованиях, например. Это надо рассматривать как этап подготовки.

ОП: Мне приходилось много путешествовать, и я встречала школы, в которых даже в тренировочном процессе люди постоянно причиняли друг другу боль!

РА: Если людям нравится так тренироваться, то это их выбор! Ничего нельзя отрицать, потому что если есть системы, есть методики, есть конечный результат, то такой подход имеет право на существование. Что такое через боль, через страдание? А как же в православии? В монастырях? Их унижали, а они через боль, через страдания очищались…

ОП: Стоп. Мне кажется, мы ушли немного в сторону. То, о чём Вы начали говорить, носит скорее морально-этический характер. Обида, унижение относится скорее к эмоциональной сфере человека. Я же имею ввиду чисто физическое проявление боли и страданий.

РА: Ещё раз повторюсь, если люди достигают какого-то результата, то такие системы будут существовать. Есть стили, основанные на жёсткости, резкости, есть мягкие стили.

ОП: Хорошо, поставлю вопрос по-другому. Какой из способов подготовки Вы считаете более эффективным: основанный на мягкости или на жёсткости?

РА: Всё зависит от человека. Есть ведь люди разные по характеру, каждый находит себе подходящий именно для него стиль. Поэтому здесь нельзя говорить что лучше, что хуже…

ОП: Насколько распространен в России русский стиль? Я имею ввиду количество занимающихся.

РА: Вопрос поставлен некорректно. В России, на мой взгляд, есть около десяти серьёзных стилевых направления, о чём мы уже говорили выше. Лучше говорить о школах. Вот есть школа. В ней может быть 3 человека или 3 000 человек. Но и та и другая будет школой. Здесь имеет значение не массовость, а подход к боевому искусству – серьёзность школы.

ОП: А чем определяется серьёзность школы? Мастерством патриарха или достижениями его учеников?

РА: Наверно, всё-таки, качеством подготовки учеников и их количеством.

ОП: Так количеством или качеством?

РА: Сначала, конечно качеством, а затем, в зависимости от целей и задач школы, количеством… Когда я говорю РОСС – первое слово Российская, это значит многонациональная. Мне часто задают вопрос: «Почему у Вас такое странное название – Российское да ещё и Отечественное?» На что я отвечаю, что отечественное это значит моё, Отечество у меня одно!

ОП: Отечественное – это значит Исконное?

РА: Да, да. Хотя, конечно, многое похоже на другие стили. Когда я демонстрировал некоторые приемы, был слышен шепоток: это же вин-чун, джиу джитсу, начинаешь палку крутить – джодо, кендо… Законы всех боевых искусств на подходах в вершине начинают совпадать.

ОП: Сколько человек занимается РБИ РОСС?

РА: По моим оценкам, без точного подсчёта более 100 000 человек.

ОП: Много женщин занимаются РБИ РОСС?

РА: Есть… Я думаю, около 20% от всех занимающихся. Это дело мужское, с другой стороны у нас женщины достигают больших результатов. Среди них есть чемпионки России, Европы и Мира. Это заслуженный мастер спорта по кикбоксингу, мастер спорта по боксу, 11-кратная чемпионка России по кикбоксингу в разделе фулл-контакт, победитель (1997, 1999) и призёр (1995) чемпионатов мира, чемпионка Европы (1998) по кикбоксингу; победитель первого Международного турнира (АИБА) (1997), первого чемпионата России, первого и второго Кубков Европы (1999, 2000) по женскому боксу Татьяна Чалая и мастер спорта международного класса по кикбоксингу и мастер спорта по боксу — двукратная чемпионка России по кикбоксингу в разделе фулл-контакт (1998, 1999), чемпионка России (1999), победитель первого Кубка Европы (1999) по женскому боксу Юлия Немцова. Трёхкратная чемпионка России (1996, 1997, 1998), призёр чемпионатов Европы (1997) и мира (1998) по кикбоксингу в разделе фулл-контакт, чемпионка России (1999) и победитель первого Кубка Европы (1999) по женскому боксу Ольга Славянская. 

ОП: Есть расхожее мнение, что женщины, занимающиеся боевыми единоборствами, становятся больше похожими на мужчин. Это правда?

РА: Опять таки следует говорить о целях и задачах. Если женщина занимается для здоровья, для самосовершенствования, не напрягаясь, не чувствуя и не преодолевая боли, то женщина, конечно, останется женщиной. А если она соревнуется в боксе или кикбоксинге, там же постоянно приходится преодолевать боль, удары руками и ногами, достигать полного сосредоточения, то естественно стирается эта мягкая и нежная женская красота.

ОП: Есть ли разница в подготовке женщин и мужчин?

РА: Конечно!

ОП: В чём она заключается?

РА: В особенностях женского и мужского организма.

ОП: Тогда есть ли различия в боевых единоборствах для женщин и для мужчин?

РА: Конечно! Потому что женщины по-своему всё делают.

ОП: В чём заключается это различие?

РА: Даже в самой системе движений, впитывать в себя информацию и выдавать её обратно через себя. Уже переделанной для себя.

ОП: Какие качества могут помочь женщине одержать победу в поединке с мужчиной?

РА: Здесь как раз умение экономить физическую силу, сосредотачивать и развивать эту физическую силу через концентрацию, для чего в системе РОСС есть целый ряд упражнений, умение заранее почувствовать направление движение атакующего. Но всё равно всё зависит от целей и задач, которые ставятся перед женщиной или она сама перед собой их поставила. Если женщина занимается ради чисто спортивных достижений это одно, если она идёт к каким-то своим целям через Систему РОСС – это совсем другое. Тогда, конечно, основной упор будет сделан на чувствительность. Спортивный аспект более жёсткий, уплотнённый в пределах правил того или иного вида спорта.

ОП: Вопрос, который задают чаще всего, может ли женщина выиграть поединок у мужчины при равной подготовке физической и технической?

РА: Если одинаково подготовлены?… Я сейчас размышляю над вопросом, что значит одинаково подготовлены? Это значит этот мужчина среди остальных мужчин какое-то ничтожество… Если он нормальный мужик, он не может быть одинаково подготовлен с женщиной…

ОП: То есть ответ Нет?

РА: Конечно!

ОП: Это невозможно?

РА: Опять таки если эта женщина среди женщин лучшая, а тот мужчина среди мужчин худший, где то, может быть, она его отпинает. Нет, победа женщины невозможна!

ОП: Хорошо, что может помочь женщине победить в этом поединке?

РА: Вот это другой вопрос, который относится скорее к тактике, технике, психологии и интуитивном предвидении боя. Ощущение опасности. Женщина в определённый момент может взорваться и в этот момент одержать победу. Тогда лучший способ спасти свою жизнь – бегство!

ОП: Таким образом мы снова вернулись к вопросам тактики. Вы согласны, что феминизм ничего общего не имеет с женственностью и что женщина обречена на поражение в мужских играх?

РА: Да пусть играют! Конечно, женщинам не надо играть в мужские игры. Бог определил чётко, что такое женщина и что такое мужчина.

ОП: Есть ли в системе РОСС специальные разделы для подготовки женщин?

РА: Конечно. Как и было на Руси, в РОСС есть специальная подготовка женщин.

ОП: У Вас есть чисто женские группы?

РА: Есть конечно.

ОП: Сколько женщин занимается в такой группе?

РА: У меня лично сейчас нет таких групп. Обычная численность наших групп от 30 до 50 человек.

ОП: И прямо таки одни женщины? Как интересно! И кто же их тренирует?

РА: Я уже говорил, что начинал разработку своей системы именно с боевых плясок и танцев. Именно тогда у меня и была женская группа.

ОП: А сейчас?

РА: Сейчас у меня другие задачи.

ОП: А эта группа существует? Эти женщины продолжают заниматься РОСС?

РА: Нет, это было давно, ещё в Краснодаре. Позже были только смешанные группы. Была такая группа в Санкт-Петербурге, но тоже не очень долго. Пожалуй, в настоящий момент чисто женских групп нет.

ОП: Мужчине тяжело тренировать чисто женскую группу?

РА: Страшно! Опять таки если это не спорт. Тяжело, как я тренировал, мы не делали из этого культа, рассматривался скорее оздоровительный аспект и самооборону. Это был величайший дружный коллектив! Даже праздники в женских и мужских коллективах отличаются. Женские группы более благодарные и более понимающие. Мужчины – прямолинейные. Конечно, позже стали возникать жизненные вопросы, я ведь готовил их для жизни…В спорте всё просто, есть программа, есть нормативы, хочешь, не хочешь – иди и выполняй положенное. Скажем, 100 махов гирей туда, 1000 ударов тем-то… Плачь, убивайся, что у тебя в семье – никого не интересует, главное результат. Хочешь выступать – работай! Есть план – вперёд!

ОП: Александр Николаевич, отличается ли подготовка бойца и спортсмена?

РА: Конечно. У них совершенно разные цели и задачи, если для бойца для спасения собственной жизни приемлемо вырвать глаза, откусить ухо, то для спортсмена это не допустимо. Существуют определенные законы, правила, которые необходимо соблюдать. Были случаи, когда мастер спорта международного класса проигрывает хорошему парню, который сидел на боевых аспектах рукопашного боя. Бывает, что человек, который прошёл даже «уличную» подготовку выглядит лучше спортсмена.

ОП: Вопрос, который задают всегда. Приходилось ли Вам участвовать в уличных драках?

РА: В детстве, если только…

ОП: Когда это было в последний раз?

РА: Забыл уже…

ОП: Можно ли сказать, что человек, который не участвовал в уличных драках, является Мастером?

РА: Просто везёт пока.

ОП: Это везение или закономерность?

РА: Не думаю, что этот факт надо связывать с мастерством, потому что мастерство уходить от боя, умение победить, не вступая в поединок, красиво придумано. Что значит победить, не вступая в поединок? Возможно, это связано с какими-то психологическими аспектами. Просто человек, который серьёзно занимается боевыми единоборствами, уже осознаёт последствия своих действий. И тогда его сама система, сам Бог отводит от этих конфликтов. Этот человек ничего не разрушает, он просто нейтрализует их своим поведением, внешностью, разговорами, но если ситуацию невозможно решить мирным путём, Мастер он или не Мастер, он будет должен вступить в поединок и обороняться или же наоборот.

ОП: Я вернусь к техническим аспектам. На тренировках я заметила, что в основном вы выполняли приёмы от атаки справа. Это обычная практика?

РА: Этот вопрос индивидуальной подготовки. Конечно, есть и фронтальные стойки, правосторонние, левосторонние. Обычно я предлагаю общую технологию, а человек сам выбирает, в какой стойке ему удобнее работать. Например, человек, который копает землю лопатой. Один держит лопату слева направо, а другой справа налево, но ведь работа, которую они выполняют от этого не меняется. Это относится к индивидуальным особенностям, значит одного надо тренировать под правую руку, а другого под левую. В боевой обстановке это не надо учитывать, иначе есть вероятность, что человек замкнётся и не сможет эффективно реагировать на ситуацию. Если он будет держаться в непривычной для него стойке, его психика может быть подавлена непривычным положением тела. Также это может нейтрализовать его внутреннее движение к развитию.

ОП: Есть какая-то разница?

РА: В Индии есть «Камасутра», в Китае и Японии – свои трактаты о любви. Напридумывали всякого… Так и в боевых искусствах, есть разница в системе подготовки, типе движений, традициях… Могу сказать одно. Сейчас идет попытка возродить то, что было в России. В Японии, Китае традиции сохранились, в России же мы всё загубили, после 17 года… До 17 года было какое-то развитие в этом направлении, штыковой бой был на высоком уровне, сабельный бой тоже был на высоком уровне, подготовка бойцов была на высоком уровне, Поэтому сейчас предпринимается попытка возрождения наших традиций, а раз это попытка, то это самый сложный этап. Очень трудно определить, дать оценку происходящим изменениям…

Сейчас я состою во Всемирном Совете Гранд Мастеров (World Heat of Family Sokeship, council hall of Fame) (США, Флорида, г.Орландо), в совете 160 человек. Всего эта организация насчитывает более 3 000 человек, которые представляют более 700 стилевых направлений боевых искусств. И когда мы показывали своё направление, они сразу сказали: ДА, это русское! Мне самому интересно стало, почему они так решили, я спрашиваю: «Вы мне самому можете объяснить?», на что я получил ответ: «Это ни как у всех, это Ваше!». А как различить? На что мне опять ответили: «Что не видно что ли?!».Я не могу это объяснить чем, как… Я могу показать. Но это наше. Наверно, русское боевое искусство – это духовно-нравственное состояние человека. Это часть нашей культуры. И другие стили – это так же часть нашей культуры, часть боевой культуры, почему мы должны забывать о своём оружии? И брать на вооружение чужое? То, которым нам никогда не дадут овладеть в совершенстве по своей структуре, какими бы мы сильными ни были. Каждая уважающая себя нация, восточная, например, не возьмёт чужого. У них своё совершенствуется. Так же и у нас.

Хорошо, сейчас стали вводить армейский рукопашный бой, смешно, когда люди в кирзовых сапогах пытаются заниматься тхэквондо. Нужно понимать, что это спортивный стиль, скорее всего, для наших климатических условий, он не приемлем. Это «их» направление, но это спортивное направление, в котором наши люди совершенствуются и даже занимают какие-то места, но это не общенародное дело. Это дело корейского народа, это им низкий поклон за такую замечательную боевую систему. Для нас же это хороший пинок под зад за то, что мы не сохраняем и не развиваем свои традиционные виды боевых единоборств. Тогда как корейцам удалось внедрить это в мире и даже сделать олимпийским видом спорта!

С другой стороны, я уверен, что китайцы на следующих Олимпийских играх выиграют весь мир вчистую! При условии, конечно, если наши не задумаются. А почему? Потому что у китайцев есть традиции. Они живут этими народными традициями, и все виды спорта они преломляют через народные традиции. Он будет даже с шестом прыгать по-китайски, потому что у него есть культурное образование своего народа! К сожалению, у нас сейчас идёт уже и не советское. Не поймешь что!.. Не секрет что в спортивной подготовке мы достигли своего потолка, который ещё пробивается за счёт индивидуальностей, отдельных талантливых людей. Поэтому, если обо всем этом мы не задумаемся, то проиграем вчистую! Сейчас нет школы тренеров. Но она должна быть!

В РОССе есть специальные технологии подготовки спортсменов в том числе и баскетболистов и волейболистов, какая разница что он бьёт? Мяч или ещё что-то, принципы работы тела одни и те же. Есть технологии подготовки руки, ноги, тела, шеи, головы, носа… Только всё разбито по специализации. Пока нет школы подготовки тренерского состава, а мы её хотим вернуть! Создать Национальную Академию Русского Боевого Искусства. Более того она существует, но к сожалению, в недостаточном объёме. Есть разные кафедры, в том числе дисциплины боевых игровых видов спорта. Мне есть, что сказать тренерам спортивных видов. Будет кафедра видов борьбы, это не значит, что мы будем изучать все виды борьбы, мы будем давать новые технологии тренерам этих видов. Я всегда нахожу общий язык с людьми в любой секции или танцевальном коллективе. Мне удалось раскрыть эту тему с разных сторон. Наши бойцы без допингов показывают уникальные результаты за счёт технологий РОСС. Именно в этом, я считаю, наша большая заслуга.Также в РОСС есть очень хорошие восстановительные комплексы после интенсивных физических нагрузок. Это в основном дыхательные комплексы, построенные на напряжении-расслаблении.

ОП: Любите ли вы женщин?

РА: Я люблю жизнь! РОСС – это школа жизни, познание жизни! Надо стремиться жить!

05.01.2005г.
г.Пермь

Публикуется с сокращениями.

Источник статьи:  http://www.frbi-ross.ru/

 

Дополнительные материалы сайта по системе "РОСС"

Система подготовки "РОСС"

Представление системы "РОСС"

 

Школа обновленного самбо и дзюдо 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru